По данным агентства TrendForce, быстрые темпы внедрения транспорта на новых источниках энергии (NEV) стимулировали рост использованных в мире тяговых аккумуляторов, а рост популярности хранилищ энергии — увеличение масштаба внедрения литий-железо-фосфатных батарей. В результате растёт число отработавших своё АКБ, благодаря чему переработка превращается в выгодный бизнес.
Ожидается, что к 2030 году ёмкость этого рынка превысит 1 ТВт·ч, из общей доли на литий-железо-фосфатные аккумуляторы будет приходиться 58 %. Хотя на рынке уже сегодня довольно много компаний, занимающихся переработкой аккумуляторов, пока реальные масштабы этого бизнеса далеки от необходимых. Как заявляют в агентстве, пока необходимо решить ряд проблем в индустрии переработки — последняя находится на ранних стадиях развития и около 70 % перерабатываемых АКБ поступают с аккумуляторных заводов — это либо дефектные экземпляры, либо просто отходы производства. Кроме того, индустрия переработки нуждается в более совершенной системе стандартизации.
Например, в Китае начали внедрять переработку батарей с 2020 года. Только в 2021 году зарегистрировано более 10 тыс. новых компаний в этой сфере, примерно вчетверо больше, чем в 2020 году. При этом внесённых в «белый список» компаний, полностью соответствовавших стандартам индустрии переработки, на конец года было всего 45, а объём переработанных литий-ионных аккумуляторов в Китае в 2021 году составил менее 300 тыс. тонн.
По расчётам экспертов, расчётная ёмкость используемых в электромобилях аккумуляторов превысит к 2030 году 3ТВт·ч, а в Китае — около 45 % от общемирового объёма. Таким образом, особую важность приобретёт повышение эффективности использования батарей, как для преодоления дефицита ресурсов, так и для перехода на зелёную энергетику в целом.
Сегодня, по данным TrendForce, переработка литий-ионных АКБ в Китае делится на каскадную утилизацию и переработку и восстановление. Так, каскадная утилизация и переработка применяется для источников резервного питания, малых энергохранилищ и низкоскоростного микротранспорта в случаях, если ёмкость АКБ упала ниже 80 %.
В сфере энергохранилищ речь идёт о демонстрационных экспериментальных проектах, не касающихся крупных энергохранилищ — речь идёт преимущественно о демонтаже отработавших своё АКБ для восстановления ценных металлов вроде лития, кобальта и никеля, а также использования их в производстве новых аккумуляторов.
Источник: 3dnews.ru