Эксперты объяснили, почему производители электроники «купаются» в чипах, а автоконцерны страдают от их дефицита

В последнее время новости о тотальном дефиците чипов сменяются информацией о смягчении ситуации. Более того, по некоторым данным, TSMC просит своих сотрудников отправиться в отпуск, поскольку производители компьютеров заметно снизили объёмы заказов, а заказы от производителей смартфонов сократились ещё больше, и тенденция сохранится и в 2023 году. Тем временем, хотя некоторые производители не испытывают никакого недостатка в полупроводниках, многие компании до сих пор страдают от острого дефицита.

Эксперты объяснили, почему производители электроники «купаются» в чипах, а автоконцерны страдают от их дефицита

Источник изображения: Micron

Как сообщает Forbes, хотя ведущие клиенты TSMC — Apple, AMD, Intel, MediaTek, NVIDIA, и Qualcomm постоянно занимаются разработкой всё более совершенных техпроцессов, на данный момент они весьма «консервативны» в отношении прогнозов продаж и, следовательно, заказов на выпуск. Другими словами, много чипов ведущим вендорам компонентов электроники пока не требуется.

В этом нет ничего удивительного, поскольку в этом секторе спрос во многом определяется спросом на ПК, который, по данным Gartner, в апреле 2021 года вырос до рекордных значений, продажи шести ведущих производителей компьютеров росли двузначными темпами в процентном отношении, а хромбуков — некоторое время даже трёхзначными. Такая тенденция не могла сохраняться вечно и уже появились данные о продаже отдельных моделей хромбуков буквально по $79 (в США) — даже комплектующие для них стоят дороже, но рынок уже переполнен, а спрос удовлетворён едва ли не на годы вперёд. При этом для выпуска новых моделей производителям приходится освобождать склады от старых и ждать высокого спроса на комплектующие в этом сегменте в обозримом будущем не приходится.

Например, в ходе последнего отчёта о доходах Micron Tecnology сообщила, что спрос в календарном 2022 году в среднем будет ниже предложения, что приведёт к скоплению больших запасов на складах поставщиков. Дефицит обычно инициирует масштабные инвестиции в строительство новых мощностей и освоение новых техпроцессов, в результате время от времени возникает кризис перепроизводства. Избыток наблюдается во многих отраслях — но не во всех. В частности, никакого изобилия на рынке чипов для машин не отмечено.

Дело в том, что большинство полупроводников для машин выпускаются в соответствии с т.н. «зрелыми» техпроцессами, большая часть спроса приходится на 90-нм полупроводники. Именно такие считались самым передовым решением примерно в 2002 году, 20 лет назад. Тем не менее, они вполне востребованы, поскольку многим компонентам сверхсовременные технологии просто не нужны, а процесс перехода на них затратен и долог.

Эксперты объяснили, почему производители электроники «купаются» в чипах, а автоконцерны страдают от их дефицита

Источник изображения: BMW

Заводы продолжают пользоваться старым инструментарием для производства и, поскольку данный сегмент не самый прибыльный, для большинства производителей не было необходимости инвестировать в новые мощности. Таких полупроводников не вполне хватало уже к началу пандемии, а в 2020 году зарегистрирован примерно восьминедельный период, когда из-за санитарных ограничений большинству автозаводов пришлось частично или полностью приостанавливать работу, после чего они отозвали свои заказы на полупроводники.

Тем временем взрывной рост в других секторах, требующих использования чипов, привёл к тому, что «устаревшие» производства оказались полностью загружены, и как сообщает Forbes, когда автопроизводители попытались возобновить заказы, время поставок для них катастрофически увеличилось — они до сих пор не могут справиться с дефицитом.

Другими словами, рынок полупроводников неоднороден и сегодня невозможно заявить, что на нём наблюдается спад или подъём в целом.

Источник: 3dnews.ru